НИЧ МТУСИ

Аспирантура. Философия

ВОПРОСЫ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

для вступительного экзамена в аспирантуру

 

 

  1. Мировоззрение, его исторические типы.
  2. Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.
  3. Основной вопрос философии и его две стороны.
  4. Натурфилософия милетской школы античности.
  5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.
  6. Сократ: проблема человека.
  7. Философия Аристотеля.
  8. Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики.
  9. Средневековая  философия: характерные черты и периоды.
  10. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
  11.  Идеал человека и проблема творчества в эпоху Возрождения.
  12.  Натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Н.Коперник. Г.Галилей. Дж.Бруно
  13. Эмпиризм Нового времени. Ф.Бэкон. Д.Локк.
  14. Рационализм Нового времени. Р.Декарт. Б.Спиноза
  15. Теория познания И. Канта.
  16. Этические проблемы философии И.Канта.
  17. Философия Гегеля: диалектика, принцип триады, система и метод.
  18.  К. Маркс: материалистическое понимание истории, структура формации.
  19. Философия эпохи Просвещения: основные направления, представители, проблемы.
  20. Русская философия: основные направления, проблемы.
  21. Философия всеединства. В.Соловьев.
  22. Природа человека и творчества в философии Н.Бердяева.
  23. Философия русского космизма Н.Федоров,  В.Вернадский.
  24. Позитивизм и его формы.
  25. Прагматизм.
  26. Философия жизни. Проблема человека в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
  27. Психоанализ. З.Фрейд. К.Юнг.
  28. Экзистенциализм. Проблемы человека и смысла жизни.
  29. Герменевтика.
  30. Онтологические проблемы в философии. Основные формы бытия.
  31. Материя как философская категория. Уровни организации материи.
  32. Движение и развитие. Формы движения материи. Типы связей между ними.
  33. Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.
  34. Возникновение сознания и его социальная природа. Сознание и мозг.
  35. Сознание и язык. Виды и функции языка.
  36. Диалектика и метафизика.
  37. Категории диалектики.
  38. Законы  диалектики.
  39. Познание как особый вид деятельности. Объект и субъект познания. Личностное знание.
  40. Чувственное познание и его формы.
  41. Рациональное познание и его формы.
  42. Концепции истины. Виды истины. Критерий истины.
  43. Научное познание: принципы, структура, уровни.
  44. Основные познавательные функции науки (описание, объяснение, понимание, предсказание).
  45. Методология научного познания.
  46. Эмпирические методы научного познаия.
  47.  Рациональные методы научного познания.
  48. Сциентизм и антисциентизм.
  49. Верифицируемость и фальсифицируемость как критерии научного знания.
  50. Ценности современного информационного общества.
  51. Общество как предмет анализа. Основные сферы жизнедеятельности общества.
  52. Формационный и цивилизационный подход в понимании общества.
  53. Социальная структура общества.
  54. Социальная стратификация и социальная мобильность.
  55. Общественное сознание: структура и уровни.
  56. Формы общественного сознания.
  57. Наука как форма общественного сознания.
  58.  Специфика экономического сознания.
  59. Мораль как форма общественного сознания..
  60. Искусство как форма общественного сознания
  61. Религия как форма общественного сознания.
  62. Социально-этические проблемы человека в современном глобальном мире.
  63. Социальные последствия научно-технического развития.
  64. История понятия «техника».
  65. Природная и социальная обусловленность техники
  66. Основные проблемы философии техники.
  67. Роль науки и техники в информационном обществе.
  68. Информационное общество как информационная экономика.
  69. Взаимовлияние техники, информатики и общества.
  70. Научное прогнозирование и футурология.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

  1. Наука как способ духовного освоения действительности.
  2. Наука как социокультурный феномен.
  3. Соотношение философии и науки.
  4. Классификация наук.
  5. Специфика естественных, общественных и технических наук.
  6. Научное и ненаучное знание. Знание и вера.
  7. Особенности и принципы научного знания.
  8. Основные аспекты бытия науки: познавательная деятельность, системазнаний, социальный институт. Функции науки.
  9. Становление первых форм теоретической науки. Античная натурфилософия. Аристотель о природе науки.
  10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.
  11. Концепции философии науки в Новое время. Ф. Бэкон об основаниях опытно-экспериментальных наук.  «Новый органон»
  12. Р. Декарт об основных правилах научного метода. «Рассуждения о методе».
  13. Немецкая классическая философия о природе научного знания (И. Кант о предметности и основаниях науки.  Гегель о природе научного знания.
  14. Синергетический подход в современном научном познании.
  15. Проблема объекта и субъекта научного познания.
  16.  Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.
  17. Основания науки и их структура.
  18. Социокультурные основания науки.
  19. Философские основания науки в их историческом аспекте.
  20. Научные картины мира.
  21. Специфика современной научной картины мира.
  22. Идеалы и нормы научного исследования.
  23.  Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. 
  24. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
  25. Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория.
  26. Методы научного познания и их классификация.
  27. Структура эмпирического знания. Методы эмпирического познания. Научный факт.
  28. Структура теоретического знания. Методы теоретического познания. Функции научной теории.
  29. Проблема истины в научном познании. Концепции истины.
  30. Ценности и их роль в научном познании.
  31. Этос науки и его императивы: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм.
  32. Проблема развития науки: основные подходы.
  33. Классический позитивизм. О. Конт,  Д.Миль, Г. Спенсер.
  34. Эмпириокритицизм. Э.Мах, Р.Авенариус. «Принцип экономии мышления»
  35. Неопозитивизм — аналитическая философия Б.Рассел,Л.Витгенштейн.
  36. Логический позитивизм и «Венская школа» о языке науки.
  37. Концепция логики и роста научного знания. К.Поппер.
  38. Концепция научных революций. Т.Кун.
  39. Концепция исследовательских программ. И.Лакатос.
  40.  Методологический анархизмП.Фейерабенда.
  41. Концепция личностного знания. М.Полани.
  42. Селекционная модель науки.С.Тулмин.
  43. В.И.Вернадский о природе науки.
  44. Герменевтическая эпистемология. Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер.
  45. Постмодернизм в науке. М.Фуко «Археология знаний».
  46. Философия техники.
  47. Особенности научно-технических дисциплин.
  48. Эволюция техники как сферы человеческой деятельности.
  49. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
  50. Социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование.
  51. Социальные последствия внедрения технических инноваций.
  52. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.
  53. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике. Нейрокомпьютинг, биокомпьютинг, аналогия между мышлением и распознаванием образов.
  54. Информационное общество: инфраструктура, противоречивые тенденции развития.
  55.  «Цифровое» и геоэкономическое расслоение в информационном обществе.
  56. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.
  57. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернет.
  58. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.
  59. Информационно-коммуникативная реальность как междисциплинарная интегративная область.
  60. Компьютерная этика, инженерия знаний, проблемы интеллектуальной собственности.