Аспирантура. Философия
ВОПРОСЫ
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
для вступительного экзамена в аспирантуру
- Мировоззрение, его исторические типы.
- Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.
- Основной вопрос философии и его две стороны.
- Натурфилософия милетской школы античности.
- Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.
- Сократ: проблема человека.
- Философия Аристотеля.
- Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики.
- Средневековая философия: характерные черты и периоды.
- Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
- Идеал человека и проблема творчества в эпоху Возрождения.
- Натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Н.Коперник. Г.Галилей. Дж.Бруно
- Эмпиризм Нового времени. Ф.Бэкон. Д.Локк.
- Рационализм Нового времени. Р.Декарт. Б.Спиноза
- Теория познания И. Канта.
- Этические проблемы философии И.Канта.
- Философия Гегеля: диалектика, принцип триады, система и метод.
- К. Маркс: материалистическое понимание истории, структура формации.
- Философия эпохи Просвещения: основные направления, представители, проблемы.
- Русская философия: основные направления, проблемы.
- Философия всеединства. В.Соловьев.
- Природа человека и творчества в философии Н.Бердяева.
- Философия русского космизма Н.Федоров, В.Вернадский.
- Позитивизм и его формы.
- Прагматизм.
- Философия жизни. Проблема человека в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
- Психоанализ. З.Фрейд. К.Юнг.
- Экзистенциализм. Проблемы человека и смысла жизни.
- Герменевтика.
- Онтологические проблемы в философии. Основные формы бытия.
- Материя как философская категория. Уровни организации материи.
- Движение и развитие. Формы движения материи. Типы связей между ними.
- Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.
- Возникновение сознания и его социальная природа. Сознание и мозг.
- Сознание и язык. Виды и функции языка.
- Диалектика и метафизика.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Познание как особый вид деятельности. Объект и субъект познания. Личностное знание.
- Чувственное познание и его формы.
- Рациональное познание и его формы.
- Концепции истины. Виды истины. Критерий истины.
- Научное познание: принципы, структура, уровни.
- Основные познавательные функции науки (описание, объяснение, понимание, предсказание).
- Методология научного познания.
- Эмпирические методы научного познаия.
- Рациональные методы научного познания.
- Сциентизм и антисциентизм.
- Верифицируемость и фальсифицируемость как критерии научного знания.
- Ценности современного информационного общества.
- Общество как предмет анализа. Основные сферы жизнедеятельности общества.
- Формационный и цивилизационный подход в понимании общества.
- Социальная структура общества.
- Социальная стратификация и социальная мобильность.
- Общественное сознание: структура и уровни.
- Формы общественного сознания.
- Наука как форма общественного сознания.
- Специфика экономического сознания.
- Мораль как форма общественного сознания..
- Искусство как форма общественного сознания
- Религия как форма общественного сознания.
- Социально-этические проблемы человека в современном глобальном мире.
- Социальные последствия научно-технического развития.
- История понятия «техника».
- Природная и социальная обусловленность техники
- Основные проблемы философии техники.
- Роль науки и техники в информационном обществе.
- Информационное общество как информационная экономика.
- Взаимовлияние техники, информатики и общества.
- Научное прогнозирование и футурология.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
- Наука как способ духовного освоения действительности.
- Наука как социокультурный феномен.
- Соотношение философии и науки.
- Классификация наук.
- Специфика естественных, общественных и технических наук.
- Научное и ненаучное знание. Знание и вера.
- Особенности и принципы научного знания.
- Основные аспекты бытия науки: познавательная деятельность, системазнаний, социальный институт. Функции науки.
- Становление первых форм теоретической науки. Античная натурфилософия. Аристотель о природе науки.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.
- Концепции философии науки в Новое время. Ф. Бэкон об основаниях опытно-экспериментальных наук. «Новый органон»
- Р. Декарт об основных правилах научного метода. «Рассуждения о методе».
- Немецкая классическая философия о природе научного знания (И. Кант о предметности и основаниях науки. Гегель о природе научного знания.
- Синергетический подход в современном научном познании.
- Проблема объекта и субъекта научного познания.
- Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.
- Основания науки и их структура.
- Социокультурные основания науки.
- Философские основания науки в их историческом аспекте.
- Научные картины мира.
- Специфика современной научной картины мира.
- Идеалы и нормы научного исследования.
- Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций.
- Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
- Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория.
- Методы научного познания и их классификация.
- Структура эмпирического знания. Методы эмпирического познания. Научный факт.
- Структура теоретического знания. Методы теоретического познания. Функции научной теории.
- Проблема истины в научном познании. Концепции истины.
- Ценности и их роль в научном познании.
- Этос науки и его императивы: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм.
- Проблема развития науки: основные подходы.
- Классический позитивизм. О. Конт, Д.Миль, Г. Спенсер.
- Эмпириокритицизм. Э.Мах, Р.Авенариус. «Принцип экономии мышления»
- Неопозитивизм — аналитическая философия Б.Рассел,Л.Витгенштейн.
- Логический позитивизм и «Венская школа» о языке науки.
- Концепция логики и роста научного знания. К.Поппер.
- Концепция научных революций. Т.Кун.
- Концепция исследовательских программ. И.Лакатос.
- Методологический анархизмП.Фейерабенда.
- Концепция личностного знания. М.Полани.
- Селекционная модель науки.С.Тулмин.
- В.И.Вернадский о природе науки.
- Герменевтическая эпистемология. Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер.
- Постмодернизм в науке. М.Фуко «Археология знаний».
- Философия техники.
- Особенности научно-технических дисциплин.
- Эволюция техники как сферы человеческой деятельности.
- Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
- Социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование.
- Социальные последствия внедрения технических инноваций.
- Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.
- Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике. Нейрокомпьютинг, биокомпьютинг, аналогия между мышлением и распознаванием образов.
- Информационное общество: инфраструктура, противоречивые тенденции развития.
- «Цифровое» и геоэкономическое расслоение в информационном обществе.
- Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.
- Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернет.
- Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.
- Информационно-коммуникативная реальность как междисциплинарная интегративная область.
- Компьютерная этика, инженерия знаний, проблемы интеллектуальной собственности.